В этой части я рассмотрю канонический мартиролог  даниловского маньяка и мы рассмотрим это дело не со стороны истерии в СМИ тех лет, а с точки зрения кто бы мог так действовать и в чем был смысл тех или иных странных действий сабжа.

Первая каноническая жертва, но сразу отмечу- очевидно не первая в этом “сериале”, 17 летняя Марина Островская. Достоверно известно, что 4 февраля 2004 года примерно в 14-00 Марина вышла из дома на Советском проспекте на обеденный перерыв, на котором планировала пойти к родителям своего молодого человека, который прислал им и ей письма из армии. Девушка торопилась и решила пойти через пустырь на улице Данилова. Отметим, что все происходило днем, а не вечером или ночью, но этот факт не помешал маньяку совершить нападение. С обеда Марина уже не вернулась, искали, есть вообще были поиски, полтора года.

 

Рис.1- Марина Островская

Следующей канонической жертвой стала 31 летняя Людмила Мирошниченко, которая пропала 26 июня 2005 года. Она вышла из дома на улице Бабушкина в полдень и отправилась на улицу Парковую. В час дня у нее была назначена встреча с подругой, на которую она не пришла. Обратим внимание на детали исчезновения- среди бела дня, в оживленном месте.

 

Рис.2- Людмила Мирошниченко

Самое дерзкое убийство маньяка произошло 14 июля 2005 года. Света Степанова шла на пляж в компании сестры и соседского парня, то есть сразу оговорим- она шла не одна, но это не остановило маньяка. Проходя через пустырь на улице Данилова, Светлана остановилась, чтобы поправить застежку на обуви, сестра и парень прошли пару метров и услышали резкий крик. Вернувшись на место, где оставалась Света, они обнаружили только ее купальные принадлежности, а в кустах Свету с перерезанным горлом и снятой верхней одеждой. Обратите внимание -за пару минут маньяк успел перерезать горло и начать раздевать жертву, прекрасно зная, что рядом есть ее спутники. Сексуальное возбуждение пересилило осторожность, уверенность в собственных возможностях и имевшийся опыт умерщвления объясняет такую дерзость и скорость выполнения убийства.

Когда следственная группа начала исследовать место убийство Степановой, то неожиданно в заброшенном фундаменте здания РОВД был обнаружен труп Людмилы Мирошниченко, а затем, в закрытой покрышками бетонной яме останки Марины Островской, которая пропала еще в 2004 году.

Рис.3- Недостроенный фундамент на улице Данилова, где обнаружили трупы Островской и Мирошниченко

Рис.4- Вид фундамента изнутри.

При осмотре логова маньяка были обнаружены эротические рисунки на стенах. Кстати, это не уникальный случай, странные рисунки в свое время на месте преступления оставлял питерский маньяк Василий Филипенко.

Рис.5- рисунки в логове маньяка на улице Данилова

Череповецкие следователи бодро рапортовали, что скоро маньяк будет пойман, подключены вологодские следователи (кстати, не случайно), но единственно что было сделано- наконец была проведена генетическая экспертиза и оформлена каноническая серия убийств, в дальнейшем следователи не будут включать в серию трупы, не имеющие подтверждения генетической экспертизы причастности даниловского маньяка к серии, то есть следователи устранились от аналитики и переложили свои обязанности на криминалистов. В этом их основная ошибка, которая привела к полному сливу расследования, хотя именно летом 2005 года были все шансы на поимку маньяка, так как найдено его логово, найдены трупы, которые маньяк очень хорошо скрывал, но все эти преимущества следствие упустило.

Теперь расскажем о тех двух жертвах, которые были включены в серию после экспертиз лета 2005 года.

5 сентября 2004 года рядом с Череповецким училищем искусств была найдена задушенная и изнасилованная Татьяна Баева 22 лет.

8 декабря 2004 года на улице Милютина была изнасилована и задушена Татьяна Максимова 17 лет.

Дело в том, что после убийства Степановой маньяк затаился на 2 года, следующее убийство он совершит в 2007, похитив Наталью Закалову в районе Октябрьского моста. Это говорит о том, что в 2005 году, проявив рвение и аналитические способности череповецкие следователи смогли бы выйти на след маньяка, но не получилось или не хотели, скорее всего просто не хотели. Вообще поимка современных маньяков с плеч следователей и оперативников перекладывается на криминалистов и представляет собой сбор генетического материала с жителей и сравнение его с тем, что было найдено на трупе жертвы. Такой способ может дать результат, но через 5 или 10 лет, или 20 -никто сказать не может. В общем, вспомогательное средство дознания сыщики превратили в главный инструмент поиска маньяка, на том и погорели- Даниловский маньяк до сих пор не найден. Ну и как эпитафия череповецкому следствию- они ничего умнее не придумали, как растиражировать информацию о награде за информацию о маньяке, как и полагается, этот ход все так же не имел никакого развития, кроме толп страждущих награду, невменяемых и прочих “очевидцах”.

 

Рис.6- Контуром показан район действий Даниловского маньяка 2004-2005 г.

  1. Примерное место пропажи и обнаружения Марины Островской (февраль 2004);
  2. Место убийство Татьяна Баевой (сентябрь 2004);
  3. Улица Милютина, примерное место убийства Татьяны Максимовой;
  4. Примерное место исчезновения Людмилы Мирошниченко (июнь 2005);
  5. Место убийства Светланы Степановой (июль 2005).

Все убийства совершены в небольшом районе, и зная стадии развития серийного убийцы, можно предположить, что именно в этом контуре жил маньяк, так как первые убийства всегда совершаются в хорошо известных маньяку местах, вблизи от его реального места жительства. Череповецкие следователи тоже это поняли и… Начали собирать генетический материал с мужчин , живущих по улице Данилова. Узнав об этом маньяк залег на дно на 2 года, возможно временно сменил место жительства, зная как ведется следствие , он ждал когда дело спустят на тормозах , что и случилось , и сделав все выводы, нанес следующий удар лишь в 2007 году.

Характер убийства Марины Островской наводит на ряд выводов- маньяк подготовил место убийства (заброшенный фундамент), спланировал свои действия, и скорее всего – выследил Марину, так как сидеть в кустах и ждать свою первую жертву своего типажа (молодая стройная девушка) маньяк бы не стал, обычно он ищет в местах скопления наименее защищенную на его взгляд жертву и начинает на нее охоту. И тут напрашивается вывод, что маньяк мог знать Островскую, отследить ее маршрут, выбрать на нем наиболее удачную точку, где можно спрятать и насиловать жертву. Дело в том, что маньяк не мог похитить жертву на улице и волоком тащить ее до места убийства в фундаменте, соответственно нападение он совершал на пустыре, куда-либо заводил жертв, либо устраивал многочасовые засады, соответственно следователи должны были искать пункт наблюдения маньяка, откуда он следил за тропинкой многие часы. Но и этого сделано не было. Характер убийства Островской отличается от других убийств сентября – декабря 2004 года, маньяк имел желание убить, но не знал что делать с трупом, от чего именно он будет получать удовольствие, по этому и характер нападения иной, и он удался, маньяк провел очень удачный акт и уверовал в свою исключительность, и следующие убийства совершил нагло и дерзко, не завлекая жертв в фундамент, но видимо при убийстве на улице Милютина он нарвался на свидетелей, либо посчитал что мог нарваться, и решил вернуться к более надежному способу убийства на Даниловском пустыре. И последний довод в пользу того, что маньяк знал Островскую- именно ее тело он скрывал 1,5 года, остальные тела находились куда быстрее, а убийства 2004 года вообще характеризовались сокрытием трупов. И вот еще одну ниточку пропустили следователи.

Продолжение следует…